7 июн. 2011 г.

выгоды на час, принципы на века

Как часто мы слышим выражение: «я принципиальный человек»? Согласитесь, в последнее время это встречается с периодичной частотой. Некоторые говорящие, подразумевают под этим понятием разное значение. Чтобы не тратить время на размытые догадки, заглянем в толковый словарь: первое значение слово «принципиальный» - это придерживающихся твердых принципов, второе – касающийся чего-нибудь только в основном, без подробностей. Если со вторым все более-менее понятно, то если кто-то говорит вам, что он «принципиальный» (и подразумевает под этим понятием первое значение), то Вы сталкиваетесь с настоящей проблемой.
Серьезно, наши принципы становятся нашей основной проблемой. Прежде всего, принцип – это убеждение, взгляд на какие-либо вещи. Для многих все это переменчиво-изменчиво. Сегодня он думает так, завтра по-другому. Дела хуже обстоят у людей с консервативными устоями и правилами. Для них различного рода отступы от сложившихся индивидуальных принципов либо приводят к непрогнозируемым последствиям, либо переживаниям и разрушению собственных иллюзий. Когда подобный человек отступает от собственных взглядов на какие-то вещи, это стоит огромных усилий. К сожалению, таковым человеком являюсь и я сама.
Для меня, например, критика – это некая зависть, непонимание, неуважение. Я ее просто напросто не могу воспринимать, даже от близких людей. Для меня всегда она тяжела в плане осмысления и принятия. Или, например, общаясь с людьми, мне проще что-то додумать об этом человеке, чем спросить ответ, на интересующий меня вопрос. Да, мне бы хотелось спросить, конечно. Но я не могу. Очень часто вследствие этого я неправильно сужу о незнакомых мне людях, опираясь лишь на собственную интуицию и фантазию. Как же часто я уже ошибалась…
А откуда они взялись то, все эти убеждения? Я считаю, что принцип – это некого рода привычка. Корень всех наших привычек, да и принципов тоже, лежит в нашем прошлом. Обычно, они закладываются в детстве, реже – в юности. В формировании участвуют родители, друзья и, разумеется, самопознание. Можно привести банальный пример: маленькую девочку укусила собака. Она рассуждает, что если эта собака ее укусила, значит и другие могут, значит всех собаки – это зло, и всех их нужно избегать, да бы снова не пострадать от них. Вот он принцип.
Я думаю, что принцип бывает как страх перед чем-то, и как уверенность в чем-то. Были же случаи, когда наши убеждения, основанные на опыте, спасали от нежелательных последствий.
В заключение, мне хотелось бы отметить, что принципиальность является не только мукой для человека, но и индивидуальной чертой. Взгляды (правильные взгляды) - это особенность, благодаря которой личность становится индивидом. Мне лишь хотелось бы, чтобы глупых и абсурдных убеждений в моей голове стало меньше. Ведь без этого жить становится намного проще.

Комментариев нет:

Отправить комментарий